Как сэкономить на квартплате?

по материалам газеты «Хибинский Вестник», корреспондент Людмила Белая

22 ноября в редакции «Хибинского вестника» состоялась «горячая линия» с начальником расчётного отдела ООО «ХЭСК» Максимом Поздняковым. Наши читатели задали много вопросов, сегодня публикуем те, которые раздавались в телефонной трубке чаще всего.

Что такое ОДН?
Зоя Григорьевна:
Что такое общедомовые нужды (ОДН) и почему они вдруг появились, если раньше их не было?
– ОДН были всегда, ведь в подъезде горит свет, есть отопление, его содержат в чистоте и порядке. Это и есть общедомовые нужды, и плату за них несут все жильцы. В соответствии с новыми Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утверждённых постановлением Правительства РФ № 354 в мае 2011 года, в тех домах, где установлены коллективные приборы учёта, из общедомового показателя потреблённых ресурсов вычитается объём, потребляемый в помещениях, а разница распределяется между всеми собственниками и пользователями жилья в зависимости от занимаемой площади.

Валерий Иванович:
Почему такой большой норматив на горячую воду на общедомовые нужды (ОДН)? Если с каждой квартиры брать по два с лишним кубометра, так можно весь подъезд до потолка залить!
– Норматив установлен Министерством энергетики и ЖКХ Мурманской области. Сказать, чем руководствовались специалисты, принимая именно такой норматив, не в моей компетенции. Однако у всех собственников жилья сейчас есть выбор.

Расчёт по нормативу производится для жильцов тех домов, где не установлен или не принят к учёту коллективный прибор учёта. Если жильцы устанавливают и принимают его, то будут оплачивать только тот объём ресурса, который потребили. Складывается ситуация, схожая с индивидуальными приборами учёта, которые уже у многих установлены в квартирах. Платить по счётчику выгоднее, нежели платить по нормативу.

Виктор Михайлович:
Откуда взяли формулу расчёта горячей воды на ОДН, приведённую в статье «Квартплата по-новому» в «ХВ» от 8 ноября? Смотрел Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые постановлением Правительства РФ № 354, нет там такой формулы.
– Пример в статье был приведён в соответствии с указанными вами Правилами, формула содержится в пункте 17 Приложения № 2. Приведённый пример корректен.

Ольга:
Какие дома в Кировске оборудованы общедомовыми счётчиками? Где они находятся? Как узнать их показания?
– Сейчас все дома в городе оборудованы общедомовыми приборами учёта электроэнергии, холодной и горячей воды. Конечно, не у каждого человека есть к ним доступ. Места установки коллективных приборов учёта можно уточнить в управляющей компании и вместе с её представителем осмотреть общедомовые приборы.

Лариса:
Как принять общедомовой счётчик и рассчитываться по нему?
– Поскольку все дома оборудованы приборами учёта, следовательно, жильцам необходимо принять соответствующее решение на общем собрании собственников жилья. Сейчас уже есть дома, которые проводят такие собрания и принимают приборы учёта. Если мы хотим сэкономить, необходимо действовать, общаться с людьми, самостоятельно инициировать собрания.

Нина Артемьевна:
Почему не пишут формулу расчёта за ОДН в квитанциях?
– Формула расчёта очень объёмная, однако мы обязательно примем ваше замечание к сведению. Хочу добавить, что в ближайшее время будут изменены форма и содержание квитанций. Квитанция будет в виде конверта, а расчёт платы за потреблённые ресурсы станет более полным и понятным.

Кто устанавливает нормативы?
Григорий:
Почему такие большие нормативы? Кем они утверждены?
– Нормативы на коллективное и индивидуальное потребление коммунальных услуг утверждены областным Министерством энергетики и ЖКХ. Норматив на отопление утверждён постановлением Министерства энергетики и ЖКХ Правительства Мурманской области № 7 от 14 сентября 2012 года, на горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и электроснабжение – постановлением Министерства энергетики и ЖКХ Правительства Мурманской области № 6 от 31 августа 2012 года. В этих документах дана градация всех жилых домов области в зависимости от вида постройки, этажности и других показателей. В данное время городская администрация готовит информацию для жителей, в этом документе будут указаны адрес каждого дома и норматив, по которому будет производиться расчёт коммунальных услуг. Это необходимо, чтобы люди были проинформированы и сами могли контролировать расчёт.

Галина Павловна:
Какая температура горячей воды в Кировске?
– Температура горячей воды в системах Кировска регламентируется СанПиН 2.1.4.2496-09 и должна быть не ниже 65 градусов. Правила предоставления коммунальных услуг регламентируют допустимые отклонения от установленной температуры: в дневное время, с 5.00 до 00.00, – не более трёх градусов, в ночное, с 00.00 до 5.00, – не более пяти градусов. Контроль над температурой горячей воды возложен на организацию, которая обслуживает ваш дом.

Валерий:
Зачем ставить общедомовые счётчики, если всё равно между показаниями коллективного и индивидуального счётчика большая погрешность, ведь все передают показания в разное время?
– Действительно, такая проблема есть, и она в большей степени организационная. К примеру, индивидуальные приборы учёта электроэнергии во многих домах располагаются на лестничных площадках. Это позволяет контролёрам почти одновременно снимать показания со всех счётчиков, и в это же время автоматизированная система фиксирует данные коллективного прибора учёта электроэнергии. Поэтому в этом случае погрешность, связанная с организацией снятия показаний, сведена к минимуму. Что касается счётчиков, установленных в квартирах, то доступ к ним не всегда есть у контролёров, поэтому ни о какой одновременности снятия показаний речь не идёт. В связи с этим объём услуги на ОДН может быть запредельно высоким. Хочу напомнить, что, если жильцы не установят или не примут к учёту индивидуальные или общедомовые приборы учёта до 1 июля 2013 года, установить их может ресурсоснабжающая организация, а собственников жилья обязать оплатить стоимость счётчика и всех работ. Это прописано в статье 13 Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Так что именно сейчас настало то время, когда необходимо устанавливать, принимать к учёту коллективные и индивидуальные приборы учёта, потому что это можно сделать с наименьшими затратами.

Константин:
Почему до ООО «ХЭСК» никак не дозвониться? И не прийти, потому что рано заканчивают работать?
– Конечно, стараемся отвечать на все звонки населения, но, к сожалению, не всегда специалисты расчётного отдела могут это сделать из-за того, что обслуживают людей, которые пришли в отдел лично. Для решения этого вопроса у нас установлены автоответчики, но и они этой проблемы полностью не решают. В ближайшее время будет введён единый многоканальный номер, по которому каждый житель, у которого есть вопросы по расчётам коммунальных услуг, сможет к нам дозвониться. Также в связи с частыми обращениями граждан ООО «ХЭСК» внесло коррективы в режим работы расчётного отдела. Теперь мы работаем с 8.48 до 18 часов с понедельника по четверг, с 8.48 до 17 часов – в пятницу, суббота и воскресенье – выходные. Поверьте, мы прилагаем все усилия для того, чтобы повысить уровень обслуживания горожан.

И последний вопрос. Как же нам теперь сэкономить на квартплате?
– Лучший способ сэкономить – устанавливать индивидуальные и общедомовые приборы учёта. Это позволит производить оплату не по установленным и постоянно растущим нормативам, а по объёмам ресурсов, фактически потреблённым каждым отдельным домом и каждой квартирой. Зная информацию о потреблении, в дальнейшем будет легче найти пути экономии энергоресурсов и сократить затраты на коммунальные услуги. Например, если дом «съедает» много электричества, ставить энергосберегающие лампы, датчики движения. Если «теряется» много тепла, то утеплять окна, стены, менять двери, заделывать швы и так далее. Надо не сидеть на месте, совместно с соседями инициировать собрания, контролировать работу организаций, обслуживающих дом, или создавать ТСЖ, если качество обслуживания управляющей компанией не устраивает. Если нам хочется жить в уютном, тёплом, светлом доме, нет смысла сидеть на месте и думать, что за тебя кто-то будет решать эти проблемы. Грамотно управлять домом можно, всё в наших руках!